В настоящее время
в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая
и психолого-педагогическая.
Эти классификации,
несмотря на различия в группировании речевых нарушений рассматривают одни и
те же явления с разных сторон и дополняют друг друга, поскольку направлены на
решение разных задач логопедического воздействия.
Клинико-педагогическая
классификация подразделяется на две группы в зависимости от того, какой вид
речи нарушен: устная или письменная.
Нарушения устной
речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного
(внешнего) оформления высказывания, которое называют нарушениями
произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего)
оформления высказывания.
I.Расстройства фонационного оформления высказывания:
1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство
фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение
голоса)
2. Брадилалия –патологически замедленный темп речи.
3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
4. Заикание– нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленноесудорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата.
6. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата.
II.Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления
высказывания представлено двумя видами:
1.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка.
2. Афазия – полная или частичная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи.
Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен.
1. Дислексия – частичное
специфическое нарушение процесса чтения.
2. Дисграфия– частичное
специфическое нарушения процесса письма.
Психолого-педагогическая классификация. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две
группы.
Первая группа – нарушение средств общения, куда входят:
1.Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем.
2.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Вторая группа -
нарушения в применении средств общения, куда относится заикание,
которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при
правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный
дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
|