Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Регистрация | ВходПонедельник, 29.04.2024, 07:17

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое логопедия

         Что такое логопедия.

 

        Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления  и  устранения  средствами  специального  обучения  и воспитания. Логопедия  изучает  причины,  механизмы,  симптоматику,  течение,  структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Предметом логопедии  как  науки  являются  нарушения  речи  и  процесс

обучения и воспитания  лиц  с  расстройством  речевой  деятельности.  Субъект изучения — человек (индивидум), страдающий нарушением речи.

        В настоящее время в отечественной логопедии существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

        Эти классификации, несмотря на различия в группировании речевых нарушений рассматривают одни и те же явления с разных сторон и дополняют друг друга, поскольку направлены на решение разных задач логопедического воздействия.


       Клинико-педагогическая классификация подразделяется на две группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

          Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которое называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.


I.Расстройства фонационного оформления высказывания:

1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение голоса)

2. Брадилалия –патологически замедленный темп речи.

3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.


4.
Заикание– нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленноесудорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.


6. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

II.Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлено двумя видами:

1.  Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

 

2. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен.


1.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

2. Дисграфия– частичное специфическое нарушения процесса письма.

 

Психолого-педагогическая классификация. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

 

Первая группа – нарушение средств общения, куда входят:

 

1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


2.
Общее недоразвитие речиразличные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

 

           Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

 

 

 


          

             Логопед – специалист в области логопедии, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

                   В компетенцию логопеда входит всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов («объем словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ребенок школьного возраста, то дополнительно  оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Для формирования навыков правильной речи важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка и его потребность общаться с окружающими -это также, совместно с близкими, предмет работы логопеда.
      Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли ребенок в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

                               А.Бабикова, ассистент кафедры дефектологии ТюмГУ

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Cherry (02.12.2012)
Просмотров: 1033 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Тюмень 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz