Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Регистрация | ВходПонедельник, 29.04.2024, 01:44

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ЛОГОПЕДА

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ЛОГОПЕДА


Масленникова А.И.,

 ассистент кафедры дефектологии ТюмГУ

 

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы в таких условиях сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. На учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений возлагается обязанность предупреждения перехода речевых нарушений в хронические формы, предупреждения последствий речевой патологии, а также создание такой среды, которая позволила бы ребенку желать и уметь осваивать и стремиться к новому.

Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на формировании информационного пространства российского образования и широком использовании информационных технологий. Отечественные и зарубежные исследования использования информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (О.И. Кукушкина, С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и др.).

Интеграция в коррекционный процесс современных технологий передачи информации открывает совершенно новые возможности в области образования.  Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если  в нем будут использованы  интерактивные технологии в качестве дидактического средства,  так как применение цвета, графики, звука  позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету. Появились различные аудиовизуальные, интерактивные, коммуникационные устройства, социальные сервисы Интернет – происходит формирование новой образовательной культуры. И логопед сегодня при построении коррекционной работы может ориентироваться не только на логику ее построения, но и на специфику восприятия в условиях новых медиакоммуникаций.

На сегодняшний день выделяют 4 барьера для развития информационного пространства в образовании: недоверие, самооценка, ригидность в принятии нового, стиль руководства. Поэтому требования общества к качеству образовательных услуг в системе дошкольного образования и уровню подготовленности профессинально-компетентных специалистов в области коррекционной педагогики противоречат реальным педагогическим условиям, недостаточно полно обеспечивающим развитие профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей-логопедов в профессиональной среде. Условия реальной педагогической практики, ресурсное и организационно-педагогическое обеспечение учителей-логопедов остаются неудовлетворительными.

Нами проводилось анкетирование логопедов как муниципальных, так и частных дошкольных образовательных учреждений города Тюмени с целью оценки введения информационных технологий в их работу. По данным опроса логопедов, большинство из них (98%) так или иначе используют компьютер в своей работе, но в основном только для составления отчетов, набора и последующего распечатывания материалов к занятиям с детьми (Microsoft Word). 30% логопедов пользуются программой Power Point не только для демонстрации статистических данных, но и как наглядно-дидактическое сопровождение к фронтальным занятиям.

Менее 15% (14,5%) опрошенных логопедов применяют в коррекционной работе с детьми специализированные и общеразвивающие компьютерные игры. Спектр используемых информационных ресурсов очень разнообразен.

1.Обучающие программы: «Скоро в школу», «Башня знаний», «Баба-яга учится читать», «Алик. Скоро в школу», «Мир природы», игры серии «Умники», «Лунтик», «Гарфилд» и другие.

2. Авторские тематические презентации, которые логопеды создают сами или скачивают готовые презентации в Интернете.

3. Программы для коррекционной работы: «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), «Дельфа-142», «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед», «В помощь логопеду», «Фонема».

Необходимо отметить, что только 17% логопедов имеют персональный компьютер на рабочем месте, остальные используют в работе личный ноутбук или компьютер. Если в каких-либо учреждениях устанавливаются интерактивные доски, есть документ-камеры, интерактивные планшеты, то это чаще модная атрибутика и они не используются в полной мере при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Технические средства, а в частности, компьютер, могут использоваться не только в специальном обучении ребенка или группы детей, но и для диагностики состояния их речи. Учитель-логопед не только коррегирует, но и контролирует состояние речи детей, поэтому часть проверяющих функций с логопеда можно переложить на компьютерные программы. Результаты обследования уровня развития детей заносятся в специально разработанную электронную таблицу, которая дает возможность осуществлять выборку данных по различным параметрам и представлять результаты анализа в виде диаграмм. Это позволяет достоверно определить количественный и качественный состав детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а также отслеживать динамику индивидуального развития детей, коррекции речевых нарушений. Таким образом, компьютер на логопедических занятиях в ДОУ не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. Логопеды, не имеющие компьютера на рабочем месте, отмечают, что им приходится тратить много времени на заполнение документации на бумажных носителях.

Эффективная организация учебного процесса нуждается в наблюдении со стороны участниками этого процесса, а также со стороны родителей и контролирующих организаций. В данном случае можно использовать информационный ресурс как средство для общения, получения информации и как средство воспитания через обучение родителей. Для этого создаются веб-страницы. До сих пор довольно часто встречаются родители, которые  считают, что нарушения речи – это ерунда, мелочь, которые пройдут со временем сами собой и без последствий. Что бы развеять этот миф, донести до как можно большего числа родителей информацию о речевых нарушениях, о том, что ранняя коррекция речевого нарушения у специалиста решает много проблем, создаются разные Интернет-порталы. Также важен обмен мнениями, опытом с другими коллегами, вынесение каких-либо проблем на более широкий круг специалистов. Информационный ресурс может содержать информацию об организации, ее сотрудниках, образовательных услугах, статьи, методические рекомендации, разработки занятий, домашние задания, ссылки на другие сайты, электронную библиотеку, для ознакомления со специальной педагогической литературой, форум, на котором могут осуществляться онлайн-консультации и просто проходить общение родителей, педагогов. Также родителей заинтересует фото и видео с занятий – это поможет расширить представления о работе логопеда. Для продолжения исследовательской деятельности на сайте можно разместить опрос для посетителей портала.

На сайте департамента образования Администрации города Тюмени находятся странички 38 детских садов (30% от общего числа МАДОУ города Тюмени), на которых размещена только краткая информация об учреждениях, сайтов у детских садов города нет.

Эффективность  образовательного процесса с использованием  информационных технологий зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рациональной и умелой их интеграции в образовательный процесс. В настоящее время приоритетное значение имеет решение психолого-педагогических проблем компьютерного обучения, которое непосредственно связано с разработкой продуктивных обучающих программ и методик. Сложности при создании электронных обучающих, коррекционных ресурсов возникают, как правило, в связи с некомпетентностью или неготовностью педагога, недоступностью услуг специалистов (дизайнера, звукорежиссера и т.д.), отсутствием координации между заказчиком и разработчиком, невысокой квалификацией программистов, отсутствием специализированного программного обеспечения. А при создании электронного продукта нужны педагоги-инноваторы, готовые применять его в учебном, коррекционном процессе и преодолевать сопутствующие этому трудности.

Использование компьютерных технологий в  повседневной работе логопеда способно увеличить объем рабочей информации, привести в систему составление статистических отчётов и расписаний всех видов занятий, сократить работу с бумажными носителями информации, повысить информационную насыщенность логопедической работы, привести к упорядочиванию взаимодействия со смежными специалистами и помочь интенсификации и автоматизации труда логопеда в ДОУ.

Применение компьютерной техники и информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе позволяет повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом  и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт.

 


Problem integrating information technology into correctional

work speech therapist


A. Maslennikovа,

  аssistant Professor of defectology TSU

 

In connection with the humanization of education and the development of the principles of person-centered approach to education, training and development of children's primary goal of the teaching staff is a full-fledged development of the individual child. Problems of speech therapy in these conditions can be reduced to social adaptation and integration of a child with a speech disorder in the environment normally developing peers. On the teachers' speech therapy preschool educational institutions the responsibility to prevent the transition of speech disorders in the chronic form, preventing the effects of speech pathology, as well as creating an environment that would allow a child willing and able to learn and seek new ways.

The transition from conservative to advance the educational system should be based on the formation of the Russian information space of education and the wide use of information technology. Domestic and foreign studies on the use of information technology in pre-school educational institutions have convincingly demonstrated not only the possibility and expediency of this, but a special role in the development of computer intelligence and overall personality of the child (O.I. Kukushkinа, S.V. Novoselovа, I.V. Pashelite, S. Papert, G. Petkov, B. Hunter and others).

Integration into the correction process of modern information technologies opens completely new possibilities in the field of education. The educational process in the pre-school can be more successful if it will use interactive technology as a didactic tool, since the use of color, graphics, sound allows you to simulate different situations and environments, while developing creative and cognitive abilities of preschool children, causing interest in the subject studied. There were a variety of audio-visual, interactive, communication devices, social services Internet - is the formation of a new educational culture. And now a speech therapist in the construction of remedial work could focus not only on the logic of its construction, but also on the specifics of perception in the context of the new Media Communication.

To date, four isolated barrier for the development of the information space in education: lack of confidence, self esteem, rigidity in the adoption of new management style. Therefore, the requirements of society for quality education services in preschool education and the level of preparedness of professional highly trained, competent professionals in the field of correctional pedagogy contrary to the actual teaching conditions not adequately ensuring the development of professional competence and pedagogical skills of teachers, speech therapists in a professional environment. Terms of the actual teaching practice, resource and organizational and pedagogical provision of teachers, speech therapists remain unsatisfactory.

We conducted a survey of speech therapists municipal and private pre-school educational institutions in the city of Tyumen in order to evaluate the introduction of information technology in their work. According to a survey of speech therapists, most of them (98%) somehow use a computer in their work, but mostly only for the reporting, collection and subsequent printing of materials for the classroom with children (Microsoft Word). 30% of speech therapists use the Power Point program, not only to demonstrate the statistical data, but also as a visual-didactic support to the front pursuits.

Less than 15% (14.5%) of respondents employed in a correctional speech therapists work with children and the general developmental specialized computer games. The range of information resources used by very diverse.

1.Obuchayuschie program: "Soon in school", "The Tower of Knowledge", "Baba Yaga is learning to read", "Alex. Soon the school", "The World of Nature", the game series "Smart People", "Luntik", "Garfield" and others.

2. Copyright thematic presentations that therapists create yourself or download ready-made presentations on the Internet.

3. Programs for remedial work, "Tigers Game" (by L.R. Lizunova), "Delfa-142", "Learning to speak correctly," "Нome speech therapist," "To help the speech therapist," "phoneme."

It should be noted that only 17% of speech therapists have a PC at work, the rest is used in a personal laptop or PC. If any facilities installed interactive whiteboard, a document camera, interactive boards, it is increasingly fashionable attributes and they are not fully utilized when working with children with speech disorders.

Means, and in particular, the computer can be used not only in the special education child or group of children, but also to diagnose the state of their speech. Teacher not only corrects the speech therapist, but also monitors the status of children's speech, so the inspection functions of the speech therapist can pass on computer programs. Results of the survey the level of development of children recorded in a specially designed spreadsheet that allows you to do data on various parameters and present the results of the analysis in the form of diagrams. This allows us to reliably determine the quantitative and qualitative composition of the children who need remedial help, as well as to monitor the dynamics of individual development of children, the correction of speech disorders. Thus, computer speech therapy sessions in the DOW is not a goal, not an object, but a means, activating remedial work. Speech therapists who do not have a computer at work, note that they have to spend much time filling out paper-based documentation.

Effective organization of the educational process needs to be observed by the participants in this process, as well as from parents and regulatory agencies. In this case, you can use the information resource as a tool for communication, information, and as a means of education through parent training. To do this, create a web page. Until now, quite common parents, who believe that violations of the speech - it is nonsense, trifle, which will take place over time by themselves and without consequences. To dispel this myth to convey to the greatest possible number of parents about speech disorders, the fact that early correction of speech disorders specialist solves many problems created by various Internet portals. Equally important is the exchange of views, experiences with other colleagues, the imposition of any problems on a wide range of professionals. The information resource may contain information about the organization, its employees, educational services, articles, guidelines, development activities, homework assignments, links to other Web sites, e-library for information on special educational literature, a forum, which can be implemented on-line consultation and just take contact parents, and teachers. Also, parents are interested in photo and video sessions - this will help expand the representation of the speech therapist. To continue the research activities on the site can post a poll for visitors to the portal.

The site of the Department of Education Administration of Tyumen located page 38 kindergartens (30% of the total number of Mado Tyumen), which is located only a summary of the facilities at the site of the city is not kindergarten.

The effectiveness of the educational process with the use of information technology depends on the quality of educational software used as well as a rational and skillful integration into the educational process. At present priority is the solution of psychological and educational problems of computer training that is directly linked to the development of productive training programs and techniques. Difficulties in creating e-learning, correctional resources, there is usually due to incompetence or unwillingness of the teacher, the inaccessibility of specialist services (designer, engineer, etc.), lack of coordination between the customer and developer of low skilled programmers, the lack of specialized software . And when creating electronic product needs teachers-innovators who are ready to apply it in educational, correctional process and to overcome the attendant difficulties.

The use of computer technology in everyday speech therapy can increase the amount of operational information, lead to the preparation of a system of statistical reports and schedules of all types of employment, to reduce the work with paper-based information to improve the information richness of speech therapy, lead to streamline interaction with allied professionals and to help intensify and automation speech therapist working in the DOW.

The use of computers and information technology in remedial education process can increase the motivation of children to classes, to teach them new forms of cooperation and communication with each other and teachers, to form a conscious assessment of their child's achievements, maintain a positive emotional state of the child in the course of employment, improve the efficiency of correctional of work. It depends on the pedagogical skills of how unobtrusively and imperceptibly can enliven the educational process, to expand and consolidate the children gained experience.

Категория: Мои статьи | Добавил: Cherry (25.10.2012)
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Тюмень 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz