Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Регистрация | ВходПонедельник, 29.04.2024, 01:09

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Психолингвистичский подход в изучении формирования глагольного словаря у дошкольников
Бабкина Е., гр.2985

Психолингвистичский подход в изучении формирования глагольного словаря у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

В настоящее время увеличивается количество детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Под легкой степенью псевдобульбарной дизартрии понимают речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетических, фонематических и просодических компонентов речевой функциональной системы и возникающую вследствие нерезко выраженного микроорганического поражения головного мозга. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии является речевым нарушением, при котором наблюдается нерезко выраженное снижение объема словарного запаса и всей связной речи.
Психолингвистический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений описан в работах Лалаевой Раисы Ивановны, Лопатиной Людмилы Владимировны, Халиловой Людмилы Борисовны, Воробьевой Валентины Константиновны, Репиной Зои Алексеевны и др.
Психолингвистический подход предполагает установление соотношения речевых нарушений с нормальным функционированием процессов речепроизводства, программирования и построения высказывания, что применимо и к формированию словаря.
Повышенное внимание к формированию словарного запаса обусловлено тем, что он играет существенную роль в развитии языковой компетентности и речевой коммуникации ребенка. Учитывая, что предикат является основой любой фразы, любого высказывания, ученые отмечают, что для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.  
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования глагольного словаря у детей с нарушениями речи, особенности его формирования у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с точки зрения психолингвистики изучены недостаточно полно.
Изучение литературы показало, что психолингвистика на данном этапе своего развития отражает современное состояние логопедии в системе ряда смежных наук и показывает определенные перспективы дальнейшего развития ее как науки и практической деятельности.
Психолингвистический подход к изучению речевой деятельности предполагает изучение речевых нарушений и онтогенеза речи с точки зрения понимания языка прежде всего как феномена психики.
Нами было проведено логопедическое обследование десяти дошкольников пяти лет, направленных ПМПК в специализированные речевые группы с заключением: Общее недоразвитие речи III уровня у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
При проведении эксперимента использовались методики логопедического исследования, разработанные Волковой Г.А., Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П., Серебряковой Н.В, Смирновой И.А., Соломоховой Л.С., Поваляевой М.А., Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А., Чиркиной  Г. В. и другими учеными ИКП РАО.
Основная цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности  глагольного словарного запаса  у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 125 г. Тюмени.
Исследование начиналось с изучения соответствующей документации, изучения анамнеза, наблюдения за детьми на занятиях. Исследование уровня сформированности глагольного словаря проводилось в знакомой обстановке, в условиях логопедического кабинета в течение 15 - 20 минут, в форме индивидуального собеседования.
При изучении анамнеза было выявлено, что 100% детей (10 из 10) имеют отягощенный анамнез: ОРЗ на ранних сроках беременности, токсоплазмоз,  гестоз, анемия во время беременности,  угроза прерывания беременности, дисфункция плаценты, применение фармакологических средств для стимуляции родов, угнетение ЦНС новорожденного, пневмония, бронхит, ринофарингит в раннем возрасте и др.
Нами было выявлено, что раннее речевое и физическое развитие многих дошкольников (60% детей) незначительно отставало от возрастных норм, у части детей (20% детей) ранее речевое развитие значительно отставало от нормы.
Анализ результатов исследования показал, что самым легким для детей выступили задания методики исследования лексики Серебряковой Н.В, Соломоховой Л.С. Согласно полученным данным, один из обследуемых воспитанников детского сада имеет высокий уровень развития глагольного словаря (10% детей), 6 детей – средний уровень развития глагольного словаря (60% детей) и 3 ребенка – низкий уровень развития глагольного словаря (30% детей).
Также относительно успешно дошкольники выполнили задания диагностическрй методики на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А. Было выявлено, высокий уровень сформированности глагольного словаря имеет один ребенок (что соответствует 10% детей), средний уровень сформированности глагольного словаря – 5 детей (50% детей), низкий уровень сформированности глагольного словаря – 4 ребенка (40% детей).
С заданиями методики обследования словарного запаса Смирновой И.А. большинство детей справились, допустив некоторые ошибки. Методика показала, что у 6 детей (60% детей) глагольный словарь соответствует среднему уровню сформированности, у 4 детей (40% детей) – низкому уровню.
Задания методики обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. оказались для детей относительно сложными. Было выявлено, что 4 ребенка из 10 (40% детей) обладают средним уровнем развития глагольного словаря, 6 детей (60% детей) имеют низкий уровень развития глагольного словаря.
Самыми сложными для дошкольников оказались задания методики обследования словарного запаса детей Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П., которые требовали подбора синонимов и антонимов. Результаты обследования показали, что  90% дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии обладают низким уровнем сформированности глагольного словаря и только 10% детей – средним уровнем сформированности глагольного словаря.
Логопедическое исследование  дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии позволило выявить следующий факт:  большая часть дошкольников имеет средний и низкий уровни развития глагольного словаря, только 2 ребенка показали высокий уровень сформированности словаря глаголов в одной из методик.
Исследование позволило обнаружить следующие особенности глагольного словарного запаса детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии:
- использование в речи простых глаголов конкретного бытового характера, имеющих общее, недифференцированное значение;
  - затруднения в использовании слов отвлеченного, абстрактного значения;
-  бедность  и недостаточная организация семантических полей;
- стереотипность, однообразность и шаблонность синонимов и антонимов;
-   несформированность словообразования и словоизменения;
-   морфемый аграмматизм.
 -  нарушение темпа отбора слов, трудности актуализации словаря.
Выявилась прямая зависимость между эмоциональной значимостью темы выполняемого задания и успешностью его выполнения, что свидетельствует о несформированности волевых процессов детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Таким образом, использование психолингвистического подхода в решении актуальных вопросов и проблем логопедии является весьма актуальным и плодотворным, позволяя получить более полное и всестороннее представление о состоянии словарного запаса у детей с речевыми нарушениями.


Babkina E. 2985

Psycholinguistic approach to the studying the formation of verbal vocabulary of preschool children with mild pseudobulbar dysarthria

Currently there is increasing of a number of children with mild pseudobulbar dysarthria. Mild pseudobulbar dysarthria is a speech pathology manifested in disorders of phonetic, phonemic and prosodic components of speech functional system. It is a result of mild brain micro injury. Mild pseudobulbar dysarthria is a speech disorder which is accompanied by not sharply marked reduction of the amount of vocabulary and all aspects of the speech.
The psycholinguistic approach to the diagnosis and correction of speech disorders is described in scientific papers of Lalaeva Raisa Ivanovna, Lopatina Lyudmila Vladimirovna, Khalilova Ludmila Borisovna, Vorobyova Valentina Konstantinovna, Repina Zoya Alekseevna etc.
The psycholinguistic approach involves establishing relationships between  speech disorders and the normal functioning of the processes of speech production, programming and construction of expression, that applies to the formation of a dictionary.
Increased attention to the formation of the vocabulary is due to the fact that it plays an important role in the development of linguistic competence and verbal communication of the child. Taking into consideration that the predicate is the foundation of any phrase and any statement, the scientists point out that for a complete mastery of the connected speech a child, first of all, needs to form his verbal vocabulary rich enough, because the system of predicates is the dominant element in the sequence of any disclosure of the plot.
In spite of the fact that recent years carried out some studies of verbal vocabulary of children with speech disorders, particularly its formation which children with mild pseudobulbar dysarthria have in preschool childhood from the perspective of psycholinguistics studied insufficiently.
The study of literature has shown that modern psycholinguistics reflects the current state of speech therapy in the range of related disciplines, and shows some promise for further development of the science and practice.
Psycholinguistic approach to the studying of speech activity involves the study of speech disorders and the ontogeny of speech in terms of primarily understanding the language as a phenomenon of the mind.
We undertook a speech therapy survey of ten preschool children five years old, aimed at specialized PMPC with the speech conclusion: a child with Level III of underdevelopment of speech with mild pseudobulbar dysarthria.
We used speech some therapy research methodology developed by Volkova GA, Gribovaya OE, Bessonova TP, Serebryakova NV, Smirnova, IA, Solomohova LS, Povalyaeva MA Filicheva TB, Cheveleva NA, Chirkina GV.
The main purpose of the experiment is a detection of a level of formation of the verbal lexicon of children with mild pseudobulbar dysarthria.
The basis of research was an autonomous municipal Kindergarten № 125 of Tyumen.
The survey began with a studying of relevant documentation, medical history and observation of children in the classroom. The survey of the level of formation of the verbal vocabulary was carried out in familiar for children surroundings, in speech therapy room, for 15 - 20 minutes, had the form of individual interviews.
The studying of medical histories of children revealed that 100% of children (10 of 10) had some problems, which were a flu or cold during the beginnig of pregnancy, toxoplasmosis, preeclampsia, anemia during pregnancy, threatened miscarriage, placental dysfunction, using of pharmacological agents for induction of labor, depression of the central nervous system or a newborn, pneumonia, bronchitis, nasopharyngitis at an early age, etc.
We found out that early verbal and physical development of many preschool children (60% of children) slightly lagged behind age norms and the part of children (20% of children) had their early speech development far below the norm.
Analysis of the results of the survey showed that the easiest tasks for children were tasks of lexical research methods of Serebryakova NV and Solomohova LS. According to received information, one child had a high level of verbal vocabulary (10% of children), six children had the average level of verbal vocabulary (60% of children) and three children had a low level of verbal vocabulary (30% of children).
Also, preschool children performed task of the diagnostic techniques based on methods of psychological and a therapy speech survey of Volkova GA relatively well. It was revealed one child had a high level of formation of the verbal vocabulary (which corresponds to 10% of children), 5 children (50% of children) had an average rate of formation of the verbal vocabulary and  4 children (40% of children) had a low level of formation of the verbal vocabulary.
Most children coped but made some errors with the methodology of a survey of the vocabulary of Smirnova IA. The method showed that 6 children (60% of children) had the average level of formation of verb dictionary, 4 children (40% of children) had a low level of formation of verb dictionary.
Tasks of the methodology of a survey of the active vocabulary for preschool age children of Filicheva TB, Chaveleva NA,  Chirkina GV were relatively complex for children. It was found out that four of 10 children (40% of children) have an average level of the verbal vocabulary, 6 children (60% of children) have a low level of the verbal vocabulary.
The methodology of a survey the vocabulary of childrenof  Gribova OE, Bessonova TP, which required selection of synonyms and antonyms, were the most difficult task for preschoolers’. The results showed that 90% of preschool children with mild pseudobulbar dysarthria hade a low level of formation of the verbal vocabulary, and only 10% of the children had the average level of formation of the verbal vocabulary.
Speech therapy study of preschool children with mild pseudobulbar dysarthria revealed the following fact. Most of the pre-school children has an average or low levels of the verbal vocabulary, and only 2 children showed a high level of formation of the verbal vocabulary doing one of the methods.
The survey has revealed the following features of the verbal vocabulary of children with mild pseudobulbar dysarthria:
- Using simple verbs in the speech of a particular domestic character, with a general, undifferentiated value;
 - Difficulties of the using of abstract words, the abstract values​​;
- Poor and lack of organization of semantic fields;
- Stereotypical and monotonous synonyms and antonyms;
- Undeveloped of word formation and inflection;
- Morpheme agrammatism;
- Violation of the rate of words selection, difficulties of updating of the dictionary.
A direct relationship between the emotional significance of the theme of the tasks and the success of its implementation were revealed. It may indicate that children with mild pseudobulbar dysarthria have undeveloped volitional processes.
The using of the psycholinguistic approach to dealing with topical issues and problems of speech therapy is a very relevant and productive. It allows getting more complete and comprehensive picture of the state of the vocabulary of children with speech disorders.
Категория: Мои статьи | Добавил: Cherry (25.10.2012)
Просмотров: 1955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Тюмень 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz