Семантический потенциал у детей с
заиканием
Прокопяк Я.А., студентка 4 курса
Научный руководитель: Поливара З.В.
к. п. н., доцент
г. Тюмень
Тюменский государственный
университет
Целью исследования – изучение особенности семантического
потенциала у детей заиканием.
Объект исследования – семантика детей
с заиканием.
Предмет исследования – особенности семантического потенциала у детей
с заиканием.
Гипотеза – учитывая
несформированность различных компонентов речевой системы у детей с заиканием,
можно предположить, что дети с заиканием имеют сниженные параметры
семантического потенциала.
Базой нашего исследования являлся ООО
«Тюменский центр логопедии и развития речи». Было обследовано 18 детей с
логопедическим заключением – заикание неврозоподобной формы, в возрасте от 4 до
6 лет, и 18 детей без речевых нарушений, также в возрасте от 4 до 6 лет.
Обследование проводилось в октябре – декабре 2011 года.
Сравнительный анализ итогов
диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются
как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны
речи у детей с заиканием и детей без речевых нарушений.
Уровень лексического развития у детей
без патологии значительно выше, чем у детей с заиканием.
Уровень сформированности словаря у
детей контрольной группы составил 3,71 – средний, близок высокому. У детей
экспериментальной группы уровень сформированности словаря составил 2,34 –
уровень ниже среднего.
У детей мы выявили различную степень
сформированности лексики:
В контрольной группе 6 (33,3%) детей
имеют высокий уровень сформированности словаря, 12 (66,7%) детей – средний
уровень.
В экспериментальной группе детей с
условной нормой лексического развития и высокой степенью сформированности
семантической структуры слова и лексической системности среди детей
экспериментальной группы мы не выявили.
Средняя степень сформированности словаря - 3 детей (16,7%), степень ниже
среднего - 11 детей (61,1%), низкая степень – 4 ребенка (22,2%) с заиканием.
У детей с нормальным речевым развитием
процесс поиска слова происходил очень быстро, автоматизировано. У детей с
заиканием, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно,
развернуто, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса
отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые,
звуковые).
Бедность словаря большинства детей
экспериментальной группы проявляется в том, что дошкольники с четырехлетнего
возраста не знают слов – названий насекомых, а также обобщающих слов.
Характерной особенностью словаря
детей с заиканием является неточность употребления слов, которая выражается в
вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления
слов в речи детей экспериментальной группы многообразны.
Нарушения актуализации словаря у
дошкольников с заиканием проявляются в искажениях звуковой и слоговой структуры
слова «стрекоза» - «текозака», «скоска», «насекомые» - «секомы». Процесс поиска
слова у детей осуществляется не только на основе семантических признаков, но и
на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это
значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании
всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной
закрепленности его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по
звучанию, но другого значения «стрекоза» - «коза».
В нашем экспериментальном
исследовании особенностей лексического развития детей с заиканием мы
использовали также методики, позволяющие выявить возможность подбора синонимов
и антонимов.
Отношения антонимии и синонимии
характеризуют отношения внутри семантического поля. В связи с этим изучение
антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра
семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор
антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности
семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в
структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак,
сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания
успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова
противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова
осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован
определенный синонимический или антонимический ряд.
Дошкольники данного возраста в
большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам,
допуская лишь единичные ошибки. Дети с речевой патологией не смогли подобрать
синонимы к глаголам: «шагать, торопится, глядеть», что свидетельствует о
дефиците предикативного словаря. Характерной ошибкой детей с речевой патологией
является воспроизведение слов другой грамматической категории, что
свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов.
Вместо синонимов дети с заиканием
воспроизводят:
а) семантически близкие слова, часто
ситуативно сходные («улица- машины», «улица – гулять»);
б) слова, противоположные по
значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (глядеть – не
глядеть, поднимать – не поднимать);
в) расширение значения слова -
«торопиться - бежать», «улица - страна».
Если дети с нормальным речевым
развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным
словам, например, к слову «тонкий», «трусливый», то у дошкольников с заиканием
выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему
большинству слов.
Вместо антонимов дети с заиканием
подбирают:
а) слова-стимулы с частицей не
(любить – не любить, поднимать – не поднимать, холодный – не холодный);
б) слова, семантически близкие, в том
числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи («утро -
темно»);
в) слова, семантически близкие
предполагаемому антониму той же части речи (утро - день).
В процессе поиска слова в случае
дополнения предложения и пар слов, дети с заиканием часто теряют цель задания,
подбирают слова по несущественным, ситуативным признакам, часто не
соответствующей вопросу части речи, поэтому приходилось заново объяснять
задания.
Таким образом, у дошкольников
экспериментальной группы системные отношения между лексическими единицами языка
недостаточно сформированы. Нарушения развития лексики у детей проявляются в
нарушении формирования лексической системности, организации семантических
полей, качественном своеобразии этих процессов.
У детей с патологией речи отмечались
ограниченность объема словаря, недостаточная активность процесса поиска слова;
недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; трудности выделения
существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых
противопоставляется значение слов; несформированность семантических полей.
Проведённое исследование имеет
перспективы развития в плане продолжения изучения семантического компонента
лексики у дошкольников с заиканием, а также дальнейшей разработки и
совершенствования методики, направленной на формирование семантического
компонента у дошкольников.
The
semantic potential of children with stuttering
Prokopyak JA, 4th year student Tyumen
Supervisor: Docent Polivara ZV Tyumen State University
The
aim of the survey was the studying features of the semantic potential of
children with stuttering.
The
object of survey was the semantics of children with stuttering.
The
purpose of the survey was features of
the semantic potential of children with stuttering.
The
hypothesis was: "Considering the undevelopment of different components of speech of children
with stuttering, we can assume that children with stuttering have reduced the
parameters of the semantic potential”.
The
basis of our survey was the "Tyumen
center of speech therapy and speech development." We examined 18 children
with speech conclusion which was neurosis stuttering, at the age of 4 to 6
years old, and 18 children without speech disorders at the age of 4 to 6 years.
The survey was conducted in October - December 2011.
Comparative
analysis of the results of diagnostics of children of the experimental and
control groups showed that there were both quantitative and qualitative
differences in the development of lexical aspects of speech of children with
stuttering and children without speech disorders.
Children
without speech diseases have significantly higher level of lexical development
then children with stuttering.
The
level of formation of vocabulary of children of the control group was 3.71. It
was the close to high average. Level of formation of the dictionary of children
of the experimental group was 2.34. It was a level below average.
We
found out that children had varying degrees of formation of the vocabulary.
Six
(33.3%) children of the control group had a high level of formation of the
dictionary, and 12 (66.7%) children had the average level.
There
is no children with conventional standard lexical development and a high degree
of formation of the semantic structure of words and lexical systematicity among
the children of the experimental group. Three children (16.7%) had the average
degree of formation of the dictionary, 11 children (61.1%) had the degree below
average and 4 children (22.2%) with stuttering had a low level of formation of the
dictionary.
A
process of searching for the words which children with a normal speech
development have came very fast and automated. Unlike the norm this process
which children with stuttering have takes place very slowly and not automated.
When implementing this process associations of various kinds (semantic, sound)
create a distraction.
Poor
vocabulary of most children of the experimental group is shown that preschool
children at the age of four do not know the words - the names of insects, as
well as generalizing words.
Fn
inaccurate using of words, which expressed in a verbal paraphasia is a
characteristic feature of the vocabulary of children with stuttering.
Manifestations of inaccuracy, or improper using of words in the speech of
children of the experimental group are varied.
Violations
of the vocabulary actualization of preschool children with stuttering appear in
the distortions of sound and syllable structure of the word
"strekoza" (dragonfly) -
"tekozaka", "skoska, "nasecomy " (insects)- "sekomy."
The process of finding words is carrying not only on the basis of semantic
features, but also on the basis of a sound image of the word. A child
highlighted a meaning of a word and correlates a value with a certain sound, he
is turning over in his mind pop-sound images of words. During the search for
the word insufficient tightness of its meaning and sound causes the choice of
word which sounds similar but has different value ("strekoza " (dragonfly) - "koza" (goat).
In
our experimental survey of the features of lexical development of children with
stuttering, we also have used techniques that allowed identifying the
possibility of selection of synonyms and antonyms.
Antonymy
and synonymy relationships characterize the relationships within a semantic field.
In this regard, the survey of antonymy and synonymy identifies features of
organization of a core of the semantic field and the accuracy of the word.
Completing tasks for the selection of synonyms and antonyms requires sufficient
amount of vocabulary, high level of formation of a semantic field which
includes a word, the ability to allocate a primary semantic differential trait
of the word structure, the ability to compare the words of a significant
semantic grounds. These tasks are carried out successfully only if the activity
of the search word is opposite or has the same value. The correct word search
is carried out only when a child has certain formed and organized synonymous or
antonymous range.
Preschool
children at this age correctly selected synonyms for familiar words in most
cases, allowing only a single error. Children with speech disorders could not
find synonyms for the verb: "to walk, to hurry, to look," which shows
a deficit of a predictive dictionary. The characteristic error of children with
speech pathology is playing words of a different grammatical category that
indicate a lack of differentiation of the categorical meanings of words.
Children
with stuttering reproduce instead synonymies:
a)
semantically similar words which are often situationally similar
("street-car", "street - to walk");
b)
words which have opposite meaning, sometimes repeating the original words with
" not” (to look - not to look, to raise - not to raise);
c)
the extension of a meaning of a word - "in a hurry - to flee,"
"street - the country."
While
children with a normal speech development experience difficulties in finding
synonyms, antonyms only for individual words, for example, the word
"thin", "cowardly", the stuttering children at preschool
age demonstrate errors in the selection of antonyms and synonyms for the vast
majority of words.
Children
with stuttering reproduce instead antonymous:
a)
words-stimulus with "not” (to love - not love, raise - not to raise, cold - not
cold);
b) semantically similar words, including
antonymous, the alleged opposites, but the other part of speech ("morning
- dark");
c) words which are semantically close to the
alleged opposites of the same part of speech (morning - day).
In
a process of word search in the case of addition of proposals and pairs of
words, children with stuttering often lost their task goal, picked up
irrelevant words, situational characteristics, often corresponding to the issue
of speech, so the task has been re-explained.
Thus,
the experimental group pre-school children have not enough formed system
relations between lexical units of language. Violations of vocabulary
development of children are manifested as the systematic violation of the
formation of lexical, semantic organization of fields, qualitative uniqueness
of these processes.
limitations
of the dictionary, the lack of activity of the word search, hypoplasia of
mental comparisons and generalizations, difficulties of the substantial of
differential semantic features, on which based the meaning of words contrasted;
aborted semantic fields were noted among children with speech disorders.
This
survey has prospects to continue the study of the semantic component of
language of preschool children with stuttering, as well as further development
and improvement methods which are aimed at forming a semantic component of
preschoolers.
|